«Совершенствование качества монологической речи воспитанников через обучение рассказыванию по картине»

В период с 01 декабря 2022 года по 22 февраля 2023 года проводилась работа по подготовке к педагогическому совету по совершенствованию качества монологической речи воспитанников через обучение рассказыванию.
      Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему.
      Не секрет, что дошкольниками проще осваивается диалогическая речь, а вот монологическая речь - это самостоятельное составление рассказа: пересказ художественного произведения, составление описательного рассказа, составление рассказа по картине и т.д.  – сложный для детей вид деятельности, его освоение требует умения планировать свою речь, выбирать соответствующую замыслу языковую форму.  Традиционная методика обучения рассказыванию рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя, ответы на вопросы, составление плана рассказа, совместное рассказывание и т.д. Главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится неинтересен. Хочется, чтобы пересказ был не просто воспроизведением текста, а представлял собой самостоятельную творческую деятельность ребенка. Поэтому наряду с традиционными методиками, необходимо внедрять в образовательный процесс инновационные технологии. В этом учебном году особое внимание мы уделяли рассказыванию по картине. Не секрет, что рассказывание по картине вызывает затруднение и у детей, и у педагогов. Детей трудно «разговорить». А как бывает непросто подобрать саму картину для демонстрации. Но проводить такую работу хоть и трудно, но необходимо.
В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже обычно молчаливых и застенчивых детей.
Вспомнить педагогам традиционную методику рассказывания по картине помогла консультация с элементами практикума, подготовленная воспитателем Горбатовской Л.В.: «Методика обучения дошкольников рассказыванию по картине».
Она сформулировала общие требования к организации работы с картиной, напомнила методические приемы составления рассказа по картине: вопросы (проблемные вопросы), образец педагога, частичный образец педагога, совместное рассказывание, план рассказа, составление рассказа подгруппами, оценка детских монологов и т.п., этапы обучения рассказыванию по картине по возрастам. Во второй практической части, педагоги составляли рассказы по картине «Ежи» и подбирали пословицы и поговорки к сюжетным картинам.

          
С целью ознакомления педагогов с инновационными технологиями, была организована серия игр- тренингов «Инновационные технологии в обучении рассказыванию».
Участники познакомились с новыми технологиями, которые можно использовать в работе с детьми по сотавлению рассказов по картине.
«Методика составление рассказа по картине по И.Н Мурашковской и Н.П.Валюмс». О том, как применять ее в работе по картине, рассказала воспитатель Меметова Л.С.

          


Одним из популярных методов обучения детей дошкольного возраста является наглядное моделирование. Как применять его при составлении рассказов по картинам разных жанров, рассказала в своем выступлении: «Составления рассказов по картинам разных жанров с помощью метода моделирования» воспитатель Юрченко Т.Г.

        
С методикой «Составление рассказа по серии сюжетных картин Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх» познакомила педагогов воспитатель Горбачевская Т.А.

 
Воспитатель Резник И.Е. познакомила педагогов с картами В.Я. Проппа в семинаре «Использование карт Проппа для совершенствования качества связной речи» .

        
     С целью закрепления материалов семинара педагогами всех групп были организованы занятия по рассказыванию по картине с использованием инновационных технологий.
Занятие «Рассказывание по картине «Кошка с котятами»» подготовила воспитатель Афиногенова А.Н.
Педагог использовала в работе с детьми инновационную технологию – мнемотехнику.


Занятие «Рассказывание по картине «Дети вешают скворечник» » подготовила и провела с воспитанниками подготовительной группы воспитатель Балаева К.Г.
Педагог использовала элементы инновационной методики работы с картиной И.Н. Мурашковской .


Ту же методику продемонстрировала в своей работе по картине «На поляне» воспитатель Галус Н.В., только с детьми старшего возраста.


Занятие «Рассказывание по серии сюжетных картинок «Велосипедная прогулка»» провела с детьми средней группы воспитатель Горбачевская Т.А.
Педагог продемонстрировала на практике работу по методике Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх.


Ту же методику, но с воспитанниками старшей группы, продемонстрировала на своем занятии «Рассказывание по серии сюжетных картинок «Неудачная прогулка»» воспитатель Лятукайте Л.И.


Воспитатель Крышун А.О. применила методику Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх в работе с детьми средней группы для составления сюжета незнакомой для детей ранее сказки по серии сюжетных картинок.


Воспитатель Мартынова Т.О. применила методику моделирования для составления рассказа по картине «Натюрморт с арбузом и подсолнухами».


Ту же методику применила на своем занятии воспитатель Горбатовская Л.В., только рассказ составлялся детьми старшей группы по сюжетной картине «Три богатыря».


      Дошкольное учреждение играет важную роль в формировании речевой компетентности ребенка. Но насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению, ее заинтересованности педагогическим процессом и целями дошкольного воспитания. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка
    Уровень компетентности родителей повышался через консультацию: «Развитие связной речи через составление рассказов по картине», подготовленную учителем-логопедом Свержинской Т.Я.
В дошкольном возрасте важно заложить основу для развития умения составлять связный рассказ по картине. Данный вид работы не только развивает устную речь ребёнка, но и формирует у него умение вникать в смысл и содержание картины, контролировать, чтобы вымысел не противоречил действительности, обогащает словарный запас ребёнка.
Воспитатели Юрченко Т.Г., Опахина О.А. подготовили и провели для родителей семинар-практикум «Нетрадиционные формы обучения детей рассказыванию».
Цель семинара - знакомство с нетрадиционными формами работы по развитию монологической речи детей дошкольного возраста. На семинаре педагоги познакомили родителей с инновационными технологиями (метод моделирования и технология ТРИЗ), которые непременно станут подспорьем в обучении детей пересказу, облегчат разучивание стихотворений, составление описательных рассказов, а так же рассказов по картине. 

 
  

2. Результаты экспериментальной деятельности с воспитанниками по обучению рассказыванию .
Педагогами старших групп была организована экспериментально - исследовательская деятельность, целью которой стало изучение методических аспектов обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине или серии картин с использованием инновационных обучения дошкольников рассказыванию.
Были созданы контрольные и экспериментальные группы детей с одинаковым уровнем развития речи. Работа с контрольной группой проводилась по традиционной методике обучения рассказыванию по картине: ответы на вопросы, составление плана рассказа, образец педагога и т.д Работа с экспериментальной группой осуществлялась по инновационным методикам: в первой группе по методике С. Лелюх, Т.Сидорчук «Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок» (ТРИЗ- технология), во второй группе для обучения составлению рассказа по картине педагоги использовали Технологию составления творческих рассказов по картине Сидорчук Т.А., Кузнецовой А.Б.
Педагоги старших групп познакомили аудиторию с результатами эксперимента.

 
  Решения:
  • Признать работу по совершенствованию качества монологической речи воспитанников через обучение рассказыванию удовлетворительной.
  • Использовать в НОД, в совместной деятельности по развитию речи современные педагогические технологии с целью улучшения качества монологической речи воспитанников.
  • Включать в план работы с родителями  мероприятия по расширению их педагогического опыта в вопросах развития у дошкольников коммуникативной компетентности.