Повышение качества речевого развития дошкольников


В период с 01 декабря 2021 года по 25 февраля 2022 года проводилась работа по подготовке к педагогическому совету по улучшению качества речевого развития дошкольников посредством внедрения современных педагогических технологий.

Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Анализируя опыт педагогов, можно сказать, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами.

Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих (инновационных) технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателя ДОУ.

        Вспомнить педагогам уже известные инновационные приемы и методы, но применительно к развитию речи, помогла консультация с элементами практикума , подготовленная заместителем заведующего: « Использование инновационных технологий в развитии речи детей».

Педагоги вспомнили ТРИЗ технологии: «Метод синектики», «Системный оператор», «Типовые приемы фантазирования», «Метод фокальных объектов» и рассмотрели варианты использования данных приемов для развития речи детей. Вспомнили о мнемотехнике –  системе методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи, а именно: для обогащения словарного запаса, при пересказах художественной литературы; при обучении составлению рассказов; при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок; при отгадывании и загадывании загадок и т.д. Рассмотрели, как можно использовать метод синквейна в работе по развитию речи: составление краткого рассказа по готовому синквейну; составление синквейна по прослушанному рассказу; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Еще раз вспомнили о кейс- технологии, методе интеллект- карт, используемом для закрепление и обобщение материала, развития связной речи.

         Во второй, практической части, педагоги, разбившись на 4 команды, выполняли задания: составляли мнемотаблицу к стихотворению, создавали интеллект-карту, анализировали объект с помощью системного оператора, развивали воображение, наделяя прототип посторонними признаками по методу фокальных объектов.

 

Далее для педагогов была организована серия игр- тренингов «Инновационные технологии в развитии речи детей». Участники познакомились с новыми технологиями, которые можно использовать в работе с детьми по развитию речи.

Технология составления творческих тестов по картине. О том, как применять ее в работе с детьми по развитию речи, рассказала воспитатель Опахина О.А. Материал оформлен в виде технологических карт, в которых представлена система работы с детьми по развитию связной речи с опорой на картину. Данная технология подразумевает собой обучение двум типам рассказывания по картине: описательные рассказы об объектах и их смысловых взаимосвязях; творческое рассказывание по картине ( фантазирование). В результате работы по данной технологии, у воспитанников будут сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. В качестве методов обучения использована адаптированная к работе с обучающимися теория решения изобретательских задач.

Во второй, практической части, педагоги тренировались в составлении загадок по картине и составляли творческие рассказы с помощью волшебников перемещения во времени.


С комплексной методикой, включающей в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания «Логоритмикой» познакомили педагогов учитель-логопед Свержинская Т.Я. и музыкальный руководитель Чигринская Г.Н. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

В практической части педагоги стали участниками сказки «В гостях у цыпленка Цыпа», вместе с героями выполняли артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, дыхательную гимнастику, произносили чистоговорки, сочетая речевой материал с двигательными упражнениями.

 

С «Методом каталогов» познакомила педагогов воспитатель Лятукайте Л.И. Суть его заключается в построении связного текста сказочного содержания с помощью выбранных наугад носителей (персонажей, предметов, действий) и т. д. Воспитатель познакомила участников семинара с алгоритмом составления сказки для детей 3-4 лет и для воспитанников более старшего возраста.

В практической части педагоги составляли сказку из слов, случайным образом найденных в книге, в соответствии с примерной цепочкой вопросов.

    С методом «Буктрейлера» познакомила педагогов заместитель заведующего Малая Н.Б. Она рассказа, что такое буктрейлер, как его можно использовать его в детском саду? Для чего он нужен? Познакомила с алгоритмом составления буктрейлера, продемонстрировала два варианта буктрейлера, один- в программе Microsoft Office PowerPoint, второй- в программе Movavi Video Editor Plus 2021.

   С методом «Скрайбинга» познакомила педагогов воспитатель Юрченко Т.Г. Смысл данной технологии заключается в том, что речь выступающего иллюстрируется по ходу повествования рисунками , знаками, символами и т.д. Познакомила с видами скрайбинга. Рассказала, как можно использовать данный метод в работе по развитию речи. Во второй, практической части, педагоги составили рисованный скрайбинг по стихотворению А. Плещеевой. Осень. А так же аппликационный (магнитный) скрайбинг к отрывку из стихотворения С. Есенина «Береза».

 

     С методом «Шесть шляп мышления» познакомила педагогов воспитатель Резник И.Е.

 Шесть шляп мышления – простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. В данном методе мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета: белая- констатация фактов, красная- режим чувств, желтая - поиск достоинств, зеленая- модификация, черная- критика. Рассказала и показала на примерах, как можно применить этот метод в работе с детьми по развитию речи.

Во второй, практической части, педагоги составляли рассказы по картине «Снеговик» и работали по сказке «Колобок», используя различные «шляпы мышления».

 

     С методом «Кластер» познакомила аудиторию воспитатель Горбатовская Л.В. Кластер - графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Рассказала и показала, как можно составлять кластеры, как использовать их в работе по развитию речи. В практической части педагоги составляли кластеры на заданную тему.

 

Для педагогов были организованы открытые просмотры по теме педагогического совета.

НОД «Инновации в развитии речи».

НОД по теме: «По следам Лягушки-болтушки» подготовила воспитатель Балаева К.Г.

Цель занятия: развитие всех компонентов устной речи детей старшего дошкольного возраста через использование инновационных технологий.

Педагог использовала следующие инновационные технологии развития речи: составление рисованного скарайбинга к отрывку из поэмы «Руслан и Людмила», синквейн «Грибы и желуди», работа с перфокартами, интерактивные игры.

 

Логоритмическое занятие «Зимняя прогулка» подготовили учитель-логопед Свержинская Т.Я. и музыкальный руководитель Чигринская Г.Н.

Цель: Закрепление приобретенных навыков произношения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Педагоги использовали разнообразные приемы и методы: попевки, логопедическую гимнастику, чистоговорки, дыхательную гимнастику, пальчиковую, Ритмодекламацию «Снеговик», упражнение – релаксация «Снег – снежок».

 

       Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.

      Для родителей было проведено анкетирование по теме «Развиваем речь ребенка».

В анкетировании приняли участие 36 семей.

93% родителей понимают, что заниматься развитием речи ребёнка должны совместно и родители, и сотрудники детского сада. 55% родителей ничего не беспокоит в речевом развитии своих детей,   45 % родителей не устраивает исключительно произношение звуков. Речь ребенка вполне устраивает 60 % родителей, устраивает полностью- 30%, 10% родителей оценивают речь своего ребенка неудовлетворительно. Все родители следят за тем, как говорит ребенок и исправляют ошибки в речи. На вопрос: Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? 21% родителей признались, что нет, 14% ответили да, но не смогли написать, какую именно работу они проводят. Работа по совершенствованию речи у 38% родителей сводится к выполнению заданий логопеда, и только 28% читают с детьми книги, учат стихи и скороговорки. 60% родителей призналась, что не играют с детьми в игры по развитию речи, 10% утверждают, что играют, однако, затрудняются в названии игр.. 34% родителей признались, что их дети проявляют в домашней обстановке интерес к книге очень редко, либо не проявляют совсем . 66% этот интерес проявляют, однако, 14% родителей ничего не делают, чтобы поддержать этот интерес, остальные 52% поддерживают интерес через чтение книг (28%), пересказ прочитанных произведений, беседы, просмотр иллюстраций, игры. Все родители понимают, насколько важны занятия по развитию речи в дошкольном возрасте. 83% родителей считают, что в детском саду созданы условия для речевого развития ребёнка. И, конечно, некоторые родители нуждаются в помощи педагогов детского сада, а, именно, в рекомендациях логопеда по постановке звуков, педагогов- по использованию речевых игр, как средства повышения уровня общения дошкольника.

       От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи.

    Уровень компетентности родителей повышался через: Консультацию: « Развиваем речь детей необычно», подготовленную воспитателем Юрченко Т.Г.

Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни. Общение взрослого с ребенком значительно обогащает, оживляет и повышает уровень общения дошкольника . Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Педагог познакомила родителей с разнообразными словесными играми, которые будут способствовать обогащению, оживлению и повышению уровня общения дошкольника.

Педагог-психолог Толкун Я.Л. подготовила для родителей видео семинар- практикум «Эмоциональный интеллект как основное качество коммуникативной компетентности и социальной успешности дошкольника ».   В видео семинаре она рассказала о том, что такое эмоциональный интеллект, зачем он нужен, на что влияет недостаточное развитие эмоционального интеллекта у детей? Познакомила родителей с играми на развитие эмоционального интеллекта и продемонстировала некоторые из них на практике. Во вторую, практическую часть, педагог включила несколько видеосюжетов «Развиваем эмоциональный интеллект».


Учитель-логопед Свержинская Т.Я. подготовила для родителей Игротренинг «Играем вместе — развиваем речь ребенка».

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности дошкольников направленную на развитие речи в условиях семьи. Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Учитель-логопед рассказала о роли речевых игр и продемонстрировала на практике игры, в которые родители могут играть с детьми по дороге в детский сад или дома. Все эти игры стимулируют общение, развивают активный словарь, а самое главное помогают родителям совместить домашние дела и развитие ребенка.

 

     С целью с целью оптимизации оснащения развивающей  предметно- пространственной среды с учетом использования современных образовательных технологий по развитию речи детей дошкольного возраста для воспитанников и родителей был организован Смотр-конкурс «Игротренинг». Участники конкурса представили дидактические игры /пособия/ по развитию речи  авторской разработки.

Участники проявили фантазию и смекалку, работы получились интересными , а главное полезными.

 

Победители награждены Дипломами и грамотами. 

Практическая часть.

Ярмарка педагогических идей «Книга для детей» (презентация буктрейлеров )

Для педагогов был организован Конкурс буктрейлеров « Книжка для детей» .

Конкурс проводился с целью пропаганды чтения, привлечения внимание к книгам при помощи визуальных инновационных средств.

Педагоги представили свои буктрейлеры.

Педагоги проявили творческий подход в создании видеороликов, используя яркие картинки, музыкальное и текстовое сопровождение.

Подведены итоги конкурса. Награждение.

Решения педсовета:

1.Признать работу педагогов по подготовке к Педагогическому совету удовлетворительной.

2. С целью улучшения качества речевого развития использовать в работе современные педагогические технологии                                                                                                                                                             
3.  Пополнять образовательную среду группы современными развивающими играми и пособиями по развитию речи  
                                
 4.   Повышать образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития через оптимальные формы взаимодейст­вия: консультации, семинары, конкурсы и т.д.