Семинар Нейропсихология

Что такое нейропсихология?
Нейропсихология - наука о взаимосвязи психических процессов (память, внимание, мышление, речь) с работой головного мозга, правого и левого полушария.
Основоположник отечественной нейропсихологии –
Александр Романович Лурия.
В августе 1941г. Лурия был назначен руководителем крупного нейрохирургического госпиталя на 500 коек, где он со своими сотрудниками организовали серию исследований и реабилитационную практику раненых с травмами головы, с локальными поражениями мозга, в частности, инновационную реабилитацию посредством трудотерапии. Этими исследованиями и было положено начало развития нейропсихологии.
Лурия пришел к выводу, что головной мозг человека состоит из трех основных блоков, каждый из которых формируется на разных возрастных этапах развития. 
I. Энергетический – формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет, отвечает за регуляцию тонуса и бодрствования. Ребенок рождается с уже почти готовым 1-м блоком мозга на 75%.
II. Блок получения, переработки и хранения информации – формируется от 3 до 7-8 лет, отвечает за обеспечение операционально-технической стороны психической деятельности. 
III. Блок программирования, регуляции и контроля – формируется от 7-8 до 12-15 лет, включает в себя лобные доли головного мозга, отвечает за целесообразность поведения в целом. Полное созревание лобных долей происходит до 20-21 лет. 
Формирование мозга похоже на строительство дома. Мозг, как и любая система, состоит из частей, которые взаимодействуют друг с другом. Т.е. если части нормально развиты и связи между этими частями правильно организованы, то система будет работать нормально. Если какая-либо часть недостаточно развита или между частями не налажены связи, то соответственно похоже на дом в котором есть комнаты, но забыли сделать двери между ними, комнат много, а зайти в них не получается, или нет окон и свет не провели...
Первый ФБМ – фундамент дома:         
Первый блок обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования.
Формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет, отвечает за регуляцию тонуса и бодрствования. Ребенок рождается с уже почти готовым 1-м блоком мозга на 75%.
Метафорический девиз этого уровня «Я Хочу»
Признаки нарушений в развитии 1-го блока мозга:
- истощаемость, утомляемость, вялость;
- эмоциональная неуравновешенность;
- это дети невротики, т.к. реагируют на любой стимул окружающего мира,
- аллергии в самых разнообразных проявлениях;
- повышенная частота заболеваний,
- гипо- или гипертонус;
- дети пишут «как курица лапой»,
- долго не могут научиться завязывать шнурки.
- двигательная неловкость;
- синкинезии - движения, присоединяющиеся к основным (движения языком во время письма);
- вычурные позы;
- дизартрии, дисграфии;
- сужение полей зрения, слабая конвергенция глаз.
Второй ФБМ - стены дома
Блок получения, переработки и хранения информации.
Формируется от 3 до 7-8 лет, отвечает за обеспечение операционально-технической стороны психической деятельности. 
Метафорический девиз этого уровня «Я Могу»
Признаки нарушений:
Трудности в переработке тактильной и кинестетической информации;
Трудности в переработке зрительной информации и трудности зрительно-пространственной ориентации;
3. Трудности в переработке слуховой информации;
Третий ФМБ
Блок программирования, регуляции и контроля.
Формируется от 7-8 до 12-15 лет, включает в себя лобные доли головного мозга, отвечает за целесообразность поведения в целом. Полное созревание лобных долей происходит до 20-21 лет. 
Метафорический девиз этого уровня «Я Должен»
Признаки недостаточной сформированности 3 блока мозга
- Это дети с повышенной отвлекаемостью на любой стимул, который появляется в поле их зрения.
- У этих детей наблюдается тенденция к упрощению любой программы.
- Они не могут решать смысловых задач.
- В письме - это пропуски букв и недописывание слов, недоделывание упражнений.
- У этих детей крайне бедная речь.
1 цель коррекционных занятий: СТАБИЛИЗАЦИЯ И АКТИВАЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗМА.
- Общеукрепляющие мероприятия: прогулки, закаливание, режим дня.
- Дыхательные упражнения.
- Физкультура.
- Растяжки, релаксация.
- Глазодвигательный репертуар.
- Формирование и коррекция базовых сенсомоторных взаимодействий.
2 Цель коррекционных занятий: ФОРМИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
- Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы.
- Зрительный гнозис.
- Пространственные и «квазипространственные» представления.
- Пространственные схемы и диктанты.
- Конструирование и копирование.
- Логико-грамматические речевые конструкции (словесно-логическое мышление).
- Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы.
- Мнестические процессы (в том числе - межмодальный перенос).
- Номинативные процессы.
Остановимся на коррекции этого блока подробнее, это как раз тот возраст, на который мы непосредственно можем повлиять развивающими играми, увлекательными и полезными занятиями.
Коррекция нарушений функций второго функционального блока мозга
Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы – у ребенка нарушается формирование представлений о своем теле, страдает развитие крупной и тонкой моторики, координации движений. Нарушение тактильного восприятия может выражаться в гипер– или гипосензитивности.
  Для коррекции можно использовать следующие игровые наборы: Тактильное домино, доски Сегена, фигурки с разной поверхностью, «Волшебный мешочек», Бирюльки, и даже обыкновенные спички! Очень эффективна работа по плетению и вышивке. Игры с предметами, которые всегда есть в обиходе: с использованием карандаша с гранями, с прищепками, игры с пробками от бутылок, игры с сыпучими материалами (горох, фасоль, рис, гречка, пшено). Пальчиковые игры:
• со стихотворным сопровождением,
• с музыкальным сопровождением
Народные потешки и песенки
• игры манипуляции: они развивают воображение - в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ
• Пальчиковый театр,
• Пальчиковые игры с элементами самомассажа кистей и рук
  Зрительный гнозис – при нарушении зрительного гнозиса ребенок плохо опознает картинки или даже реальные предметы. Также возможны серьезные трудности при опознавании лиц знакомых людей. Работа начинается с того уровня, на котором ребенок успешно справляется с предлагаемыми ему действиями.
  Для коррекции зрительного гнозиса (восприятия, узнавания, внимания) используется следующий наглядный материал: рисунки на слайде – разрезные картинки, чего не хватает, какого фрагмента не хватает, что здесь изображено, зашумленные картинки, лабиринты, фигура и фон, найди такой же предмет, найди разукрась, найди и сосчитай, что перепутал художник…
  Пространственные и «квазипространственные» представления. Пространственные схемы и диктанты. - Ходьба и прыжки (с поворотом на 90° и 180°; через предмет). - «Выше — ниже», «Спереди — сзади», «Право — лево». - «Правильное зеркало», «Неправильное зеркало». - «Покажи направление». - «Графические диктанты». Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью тряпочки, часов и т. п. Таким образом вы даете ребенку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством — ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева» — это «там, где красная тряпочка. Такие маркеры на первых этапах должны присутствовать на нем постоянно. Но ведь есть еще верх (голова, бант, солнце) и низ (ноги, пол, ботинки, трава). Освоение внешнего пространства базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) с определенным движением, например, «вверх», «вперед», «назад», «вправо» и «влево» — простой шаг или прыжок на двух ногах, вниз — приседание. Здесь же закрепляются понятия «дальше», «ближе» и т. п.
  Конструирование и копирование. Кубики Никитина. Танграм. Копирование фигур. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, мозаики и т. п. Так, в частности, ребенку важно при усвоении букв или цифр самому «сваять» их из пластилина или проволоки.
  «Квазипространственные» речевые конструкции - «Положи предмет...», «Где лежит предмет?», «Нарисуй предлог». - Логические задачи (лягушка живет под мышкой, зайчик — над лисичкой, мышка — под лисичкой. Кто на каком этаже живет?) - «Синонимы и антонимы». - «Закончи предложение, ответь на вопросы».
Графические способности - Различные «обводилки». - Специальные рисунки.
  Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы - при нарушении слухового восприятия ребенок недостаточно хорошо различает окружающие его звуки. Он плохо ориентируется в мире, так как не может определить источник звука, соотнести звук с издающим его предметом. Часто это приводит к страху. Также таким детям трудно контролировать свои действия. Трудности слухового восприятия проявляются и в развитии речи. Так, дети не «слышат», не понимают интонации говорящего, не чувствуют эмоциональной составляющей коммуникации. В дальнейшем при такой слабости слухового восприятия искаженно формируется и речевое восприятие (и собственная речь ребенка).
  Коррекция: Формирование слухового гнозиса необходимо начинать с расширения его репертуара, используя для этого природные, бытовые и музыкальные шумы, голоса животных, людей и т.д.
 «Чудо-звуки». Прослушайте с ребенком аудиозаписи звуков природы (шум дождя, морской прибой, журчание ручья, капель, голоса животных и птиц и т.д.). Проанализируйте и обсудите услышанные звуки (их сходство и различие, где можно их услышать и т.д.). Сначала прослушиваются хорошо отличающиеся между собой звуки, затем — сходные по звучанию.
«Послушай, как звучит». Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, имеющихся под рукой (постучите, бросьте, поскребите, подергайте и т.д.), варьируя громкость и темп, нарастание и затухание звука.
 «Угадай, чей звук». Попросите ребенка прислушаться к звукам вокруг. Проанализируйте бытовые шумы: скрип двери, телефонный звонок, шум транспорта, свисток, шум кипящей воды и т.д.
  Мнестические процессы. «Перевод из тактильной в зрительную модальность» (ощупать и нарисовать). «Перевод из тактильной в слухо-речевую модальность» (ощупать и назвать). «Перевод из зрительной в тактильную модальность» (на ощупь найти показанные фигурки, предметы или буквы). «Перевод из зрительной в слухо-речевую модальность». «Перевод из слуховой в зрительную модальность» (прослушивается звук, ребенок рисует услышанное). «Перевод из слуховой в тактильную модальность» (называется предмет, его надо найти на ощупь).
  Номинация (наименование, называние) — это процесс соотнесения образа предмета с соответствующим ему словом-наименованием. Называние начинает формироваться на самых ранних этапах речевого развития ребенка и продолжается на протяжении длительного времени. Для адекватного формирования образа предмета необходимо, чтобы он был представлен в сознании ребенка комплексом разнообразных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и т. д.). В дальнейшем это позволит ему не путать колокольчик с ландышем, коньки с лыжами, весну с осенью.
  3 цель коррекционных занятий: ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОООБРАЗУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ПРОИЗВОЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ
Формирование навыков устойчивости и переключения внимания.
Коммуникативные навыки.
      - Обобщающая функция слова. Многозначность и иерархия понятий. Интеллектуальные процессы (словесно-логическое мышление).
Базовые навыки коммуникации к школе в идеале должны быть уже сформированы, тогда ребенку легче будет находить друзей в школе и основная энергия его деятельности будет уходить на учебу.
Развитие внимания необходимо также начинать в дошкольном возрасте. Здесь помогут такие упражнения:
Корректурная проба. Возьмите любой текст. Чем меньше ребенок, тем крупнее должен быть шрифт. Необходимо зачеркнуть одну букву(например О) и обвести в кружок другую (например А).
Таблица Шульте. Здесь необходимо найти числа от 1 по возрастающей. Для регулярного выполнения этого упражнения для развития ума, рекомендуется самостоятельно рисовать таблицу, а числа ставить в любом порядке. Польза упражнения: повышает вашу скорость восприятия поступающей информации, и ее обработки. Также оно способствует развитию периферийного зрения.
Знаки пальцами. Сложите пальцы на правой руке в знак «мир», на левой — «ок». Ваша задача заключается в том, чтобы одновременно менять положение пальцев на обеих руках. То есть на правой был «мир» — стал «ок», на левой — был «ок» — стал «мир». Повторяйте упражнение 10 – 15 раз. Чтобы немного облегчить ситуацию, начинайте выполнять упражнение не спеша, постепенно ускоряясь. Польза упражнения: включает одновременное взаимодействие правого и левого полушария, повышает способность быстро переключаться с одной задачи на другую, а также тренирует внимательность.
Синхронное письмо. Это упражнение по своему принципу схоже с предыдущим. Возьмите 2 листа бумаги и 2 карандаша (или 2 ручки). Одновременно рисуйте различные фигуры. Можно писать слова, но чтобы они были одинаковы по количеству символов. Польза упражнения: помогает справляться с решением сразу нескольких задач, стимулирует одновременную работу правого и левого полушария. Для получения быстрого и положительного эффекта уделяйте представленным упражнениям для ума и памяти 20 – 30 мин 2 – 3 раза в день. Выполнять их стоит до тех пор, пока они не дойдут до автоматического исполнения.
Игры по расширению словарного запаса очень разнообразны: «скажи наоборот» (антонимы), «скажи по другому» (синонимы, слова близкие по смыслу), «назови слова-приятели» (слова, одинаковые по звучанию, но разные по смыслу), «четвертый лишний» или «назови одним словом» и др.
Много игр можно найти в интернете или получить консультацию у специалистов ДОУ. Играйте сами и вовлекайте своих детей.
Благодарим за внимание!