адаптация

Видеомастер-класс
«Адаптация ребенка в детском саду»

Подготовила педагог-психолог Толкун Я.Л.

Цель: расширение представлений родителей об особенностях адаптации ребенка к новым условиям, о факторах, влиящих на успешную адаптацию.

Адаптация — приспособление к условиям окружающей среды. Психологическая адаптация предполагает, что человек находится в гармонии с самим собой, партнерами по общению и окружающим миром в целом.

Адаптация-это не только поступление в детский сад, это и

• Переход из одной группы в другую.

• Длительная болезнь.

• Длительный отпуск.

• Смена педагога.

• Появление нового ребенка в группе сверстников.

Как вы думаете, какие психофизические реакции могут быть характерны для ребенка в период адаптации?

• Беспокойство

• Страх

• Заторможенность (повышенная возбудимость)

• Капризность

• Раздражительность

• Упрямство

В зависимости от темперамента, индивидуальных особенностей и предварительных мероприятий, проводимых родителями в период адаптации, ребенок по-разному привыкает к детскому саду: для детей в возрасте 3–4 лет этот период не дожжен превышать — две-три недели, в старшем дошкольном возрасте — 1 месяц.

Какие дети адаптируются сложнее всего к детскому саду?

• являющиеся единственными в семье;

• чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;

• привыкшие к тому, что их капризам потакают;

• пользующиеся исключительным вниманием взрослых;

• не имеющие элементарных навыков самообслуживания;

• неуверенные в себе;

• эмоционально неустойчивые;

• пережившие психологическую травму;

• чьи родители слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдать его в детский сад.

ИЛИ Факторы, мешающие адаптации малыша к д/с:

Слишком сильная зависимость ребенка от мамы;

Чрезмерная тревожность родителей;

Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу;

Воспитание ребенка в духе вседозволенности;

Неврологическая симптоматика у ребенка: астеничность , гиперактивность и т.п.;

Болезненность малыша;

Несоблюдение режима дня дома

Правила для родителей в период
адаптации ребенка к изменяющимся условиям

1.     Настрой мамы очень важен.

2.     Читайте книжки, сказки про детский сад.

3.     Поддерживайте дома навыки, приобретенные в детском саду

4.     Не уходите, не попрощавшись с ребенком

5.     Придумайте ритуал прощания

6.     Садик- «игровая комната»

7.     Удобная одежда.

8.     Соблюдение режима. Перед поступлением в детский сад домашний режим целесообразно приблизить к режиму детского учреждения.

9.     Выполнение обещаний.

10. Очень важно!!! Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Как должен быть подготовлен ребенок к периоду адаптации?

Перед приходом в детский сад у ребенка должны быть сформированы следующие культурно-гигиенические навыки:

1.     самостоятельно есть разнообразную пищу;

2.     своевременно сообщать о своих потребностях: проситься в туалет;

3.     мыть руки при помощи взрослых, пользоваться полотенцем, носовым платком.

11.            По дороге в детский сад отвлекайте ребенка играми, песенками, стихами и т.д.

Игры «По дороге в детский сад»

Чтобы ребенок с желанием шел в детский сад, с ним можно поиграть.

«Все круглое (квадратное, треугольное)»

Ребенок и взрослый по очереди называют предметы круглой формы, встречающиеся на пути.

«Красные (зеленые) предметы» — по принципу упражнения № 1.

«Волшебные фигуры». Имитируем с ребенком походку зайчика, медведя, лисички и т.д.

«Чего не стало?», «Что изменилось?»

Взрослый снимает перчатку со своей руки или прикрепляет к своей куртке значок и просит ребенка сказать, что изменилось. Можно наблюдать за тем, что изменилось по дороге в детский сад.

«Загадки»

По дороге можно придумывать загадки. Например, спросить ребенка: «Круглая, сладкая, мягкая, в красивой обертке. Что это?» Или: «Рыженькая, с пушистым хвостом, любит грызть орехи, прыгает по деревьям. Кто это?»

 Расслабиться и восстановить благоприятное эмоциональное состояние детям в домашних условиях помогут специальные комплексы аутогенной тренировки. Вот некоторые примеры упражнений для детей, рекомендованные австрийским врачом Гизелой Эберлейн. Давайте их проиграем.

 Установка спокойствия. 

Цель: научить способам релаксации.

«Ты любишь купаться в море? Представь себе: ты долго-долго качаешься на волнах, море плещется о берег, светит солнышко, тебе тепло и приятно, ты спокоен, расслаблен». 

Родителям, хорошо знающим своего ребенка, нетрудно пофантазировать вместе с ним, угадать, что ему особенно приятно, о чем он мечтает. Это и будет переключение на спокойствие. 

 Упражнение на создание чувства теплоты. 

Цель: научить способам релаксации.

«Представь себе, что ты поставил ноги в теплую воду, а в руки взял теплый шарик. Тебе тепло, ты расслабился.» 

Внимание! Прежде чем учить детей, научитесь все делать сами, потренируйтесь, чтобы уметь все показать и объяснить не только на словах! 

 Упражнение «Круглый ушастик»

Цель: способствовать эмоциональной релаксации, освобождению от негативного состояния.

Наклеить на стене (щите) круг с ушами. Дети, которых кто-то обидел, разозлил, могут побросать мяч (бумажные комочки) в ушастика, представляя своего обидчика. Таким образом, снимается негативное состояние.

 Упражнение «Перематывание клубочков»

Цель: снятие эмоционального напряжения и развитие мелкой моторики.

Два клубочка разного цвета диаметром примерно 5 см, закрепленных так, чтобы нитки не разматывались, соединены между собой толстой ниткой пряжи длиной 1–1,5 м. Ребенок перематывает нитку с одного клубочка на другой.

Можно иметь несколько таких наборов: наматываемая нить может быть разного цвета, длины и толщины. Упражнение прекрасно снимает напряжение и развивает мелкую моторику.

 Упражнение «Хлопай- топай»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Предложить детям, испытывающим психоэмоциональное напряжение, выполнить простые движения: потопать ногами, похлопать в ладоши так сильно, как кому нравится.

 Упражнение «Секретики»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Сшить небольшие мешочки (примерно 10 ґ 15 см) одной расцветки. Насыпать в них различную крупу (набивать не туго) — манку, рис, горох, фасоль, гречку и т.п. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что же такое находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя, таким образом, от негативного состояния.

 Упражнение «Рваная бумага»

Цель: освобождение от гнева.

Дети разрывают на мелкие кусочки бумагу свои неприятности, огорчения, обиды и др. (старые газеты, другую ненужную бумагу), выбрасывая все это в мусорную корзину, таким образом, подсознание освобождается от эмоциональных проблем.

 Признаки успешной адаптации малыша в д/с:

·       Нормальный сон ( засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не разговаривает во сне;

·       Хороший аппетит;

·       Нормальное поведение, дома ведет себя обычно – не цепляется за маму, не бегает, не капризничает и т.п.;

·       Хорошее настроение, легко просыпается утром;

·       Желание идти в детский сад.

Помните всегда: От родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребенка. Никогда не говорите фразы типа: "Вот будешь вести себя плохо, в садике тебя накажут".  По утрам, когда собираетесь в детский сад , старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день. Тогда он точно будет удачным и для вас и для вашего малыша.