Формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством приобщения воспитанников к произведениям художественной литературы

В период с 01 марта 2017 года по 26 апреля 2017 года проводилась работа по подготовке к педагогическому совету по формированию эстетического  отношения к окружающему миру посредством приобщения воспитанников к произведениям художественной литературы.

Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по приобщению дошкольников к чтению произведений художественной литературы, систематизировать и расширить знания педагогов об организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой.

  Одной из приоритетных задач нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры.

Перед педагогом стоит важная задача — сделать чтение художественных произведений интересным и занимательным для ребенка, чтобы каждое художественное произведение осталось у него в памяти, оставило в его душе след и достигло своей воспитательной задачи.

     Уровень компетентности педагогов по вопросу: «Формирование эстетического  отношения к окружающему миру посредством приобщения воспитанников к произведениям художественной литературы» повышался через:

Консультации: "Нетрадиционные методы ознакомления дошкольников с художественными произведениями",  подготовленную воспитателем Крышун А.О. Педагог  рассказала о методах работы с художественным произведением

 Консультацию «Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребенка младшего возраста» подготовила воспитатель Медведева Ю.И.

Открытые просмотры ОО «Художественно-эстетическое развитие» (ознакомление с художественной литературой) НОД  «Цветик-семицветик» подготовила воспитатель Верхотурова О.П.

 

НОД  «Два клена» подготовила воспитатель Опахина О.А. Открытое мероприятие представлено виде спектакля по мотивам сказки Е.Шварца.

Цель: подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки через использование нетрадиционных методов работы с художественным произведением.

 

               

   Педагогический тренинг: «Как продолжить работу по прочитанному произведению?»

Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой.

Тренинг был подготовлен и проведен заместителем заведующего., которая ознакомила педагогов с нетрадиционными приемами и методами работы над прочитанным произведением. Участники тренинга обсудили целесообразность того или иного метода и проиграли их на практике.

 

Смотр- конкурс.
Педагоги каждой группы оформили «Мини-музеи книги».
Цель: стимулирования творческой и профессиональной активности педагогических работников по созданию, обновлению, обогащению предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС.
                           

Особая роль в воспитании детей как слушателей и читателей, принадлежит семье. Семейное чтение занимает особое место в развитии человека, так как находится у истоков формирования личности.Информационная направленность деятельности в последние десятилетия 20 -21 века увела от проблемы культуры чтения. Произошёл резкий спад качества чтения детей и взрослых. Чтение в семьях в силу разных причин сошло на нет. Какова же ситуация в семьях детей, посещающих наше дошкольное учреждение?
Анализ анкетирования  родителей  по теме «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге» показал следующее:
В анкетировании приняли участие 76 семей.
В детской библиотеке у 47% семей  преобладают сказки.
35% родителей признались, что покупают ребенку книги редко.
При покупке книги родители (законные представители) обращают внимание:
только на содержание - 8%;
на содержание и рекомендуемый для чтения возраст-43%;
обращают внимание на содержание,  рекомендуемый возраст и на иллюстрации - 27%;
рекомендуемый возраст и иллюстрации без просмотра содержания  -7%;
руководствуются при выборе литературы для детей только соответствием книги возрасту ребенка-11%;
4 % родителей покупают только те книги, которые рекомендую в ДОУ.
Ежедневно пред сном читают детям художественную литературу 50% родителей, 95% - 2-3 раза в неделю 5% признались, что читают детям книги очень редко - 1 раз в месяц.
63% родителей  читают книги по просьбе ребенка и 37% - по своей инициативе.
 66% родителей знают о любимых произведениях ребенка, 33%-затрудняются их назвать, лишь 17% утверждают, что у ребенка есть любимые писатели, 42% сообщают об их отсутствии, остальные затрудняются с ответом.
70% детей делятся с родителями впечатлениями о художественных произведениях, с которыми они познакомились в детском саду.
  Результаты анкетирования родителей показали, что чтение художественной литературы не является традицией в большинстве семей. Книги покупаются недостаточно часто, ежедневно читают детям лишь половина опрошенных,  и, в основном, по просьбе ребенка. Родители затрудняются назвать любимых героев своих детей, писателей.
А ведь именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов. Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью. И совместное чтение дает такую возможность.
С целью привлечения внимания родителей к семейному чтению, была проведена следующая работа педагогического коллектива ДОУ.

  Консультацию: «Ребенок и художественная литература» 

Литературная викторина для родителей и детей старшего дошкольного возраста: «Путешествие по сказкам».
Цель : повышение семейного интереса к чтению, поддержка его высокого престижа в сознании родителей и их детей.
Викторину подготовили и провела воспитатель Опахина О.А.
Ребята вместе с родителями с увлечением выполняли задания Бабы-Яги, которая спрятала в сундук  волшебные сказки. Дети и взрослые разбирались в жанрах художественной литературы, определяли произведения по отрывкам, искали портреты авторов, отгадывали сказки Г.Х Андерсена по предметам, выстраивали сюжеты по картинкам, рисовали иллюстрации к художественным произведениям. 

  

                 

Конкурс «Книжка своими руками».
Цель: поддержка и развитие детского творчества, популяризация совместных семейных досугов.
Работы поражали разнообразием материала, форматов, оригинальностью художественного оформления.
(Все участники конкурса награждены почетными грамотами и дипломами об участии) 

                                       
  1.Повестка педагогического совета
Анализ работы  по формированию эстетического  отношения к окружающему миру посредством приобщения воспитанников к произведениям художественной литературы.
2. Дискуссия по теме: «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»
3.Подведение итогов смотра- конкурса «Мини-музей книги».
Дискуссия по теме: «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой».
Цель: выявить и уточнить наиболее интересные подходы в работе с художественной литературой; способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приемов при работе с художественной литературой; развивать творчество педагогов.
Педагоги рассмотрели методы и приемы работы при работе с художественными произведениями. Провели дискуссию по вопросам: «Следует ли сочетать несколько произведений на одном занятии?», «Какова схема построения занятия по ознакомлению с художественной литературой?», «Какие приемы ми методы способствуют лучшему восприятию произведений?», «Когда уместен на занятиях показ иллюстраций?», «Когда лучше всего читать детям художественную литературу в свободное от занятий время?» и т.п. Во второй части педагоги отвечали на вопросы литературной викторины.
Решения:  

  1. Признать работу педагогов по подготовке к Педагогическому совету удовлетворительной.
  2. Воспитателям разнообразить приемы работы над художественным произведением через использование нетрадиционных методов с целью качественного достижения его воспитательной задачи.                          
  3. В целях приобщения воспитанников к чтению произведений художественной литературы продолжать пополнять развивающую среду через регулярное обновление материала в книжном уголке (тематические выставки, дидактические игры, наглядный материал и т.д.)
  4. Планировать и проводить в течение года мероприятия (праздники, литературные досуги), посвященные творчеству писателей, поэтов, иллюстраторов книг.